Право на образовательную деятельность с момента

Полезная правовая информация по теме: "Право на образовательную деятельность с момента" от профессионалов для простых людей. За дополнительной консультацией вы всегда можете обратиться к дежурному специалисту.

migrantcard.ru

РФ + · частное лицо · коммерческая организация · орган местного самоуправления 7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются … · договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением + · соглашением · контрактом · приказом 8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении лет · 5 + · 3 · 4 · 2 9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется … · Уставом общеобразовательного учреждения + · Законом Российской Федерации «Об образовании» · администрацией школы · Советом школы 10.

Вопросы теста по нормативно-правовому обеспечению образования c ответами

Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является образованием

  • 1) начальным профессиональным
  • 2) средним профессиональным
  • 3) высшим профессиональным
  • 4) дополнительным

8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

Сайт моу галибихинской средней школы

Нормативно-правовое обеспечение образования Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ 1.

Шпаргалка: нормативно-правовое обеспечение образования

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) перевод на нижеоплачиваемую должность, 2) увольнение по соответствующим основаниям, 3) лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат, 4) строгий выговор. 6.Гарантии и компенсации, педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий: 1) при получении образования соответствующего уровня впервые, 2) при получении образования в соответствии с занимаемой должностью, 3) при согласии руководителя образовательного учреждения. 4) если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения. Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии.

Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Тест по нормативно-правовому обеспечению образования,49 вопросов с ответами

Право на образовательную деятельность с момента

Нормативно-правовое обеспечение образования Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ 1.

Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его … · государственной аккредитации + · лицензирования · регистрации · аттестации 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение образования на родном языке · основного общего + · среднего (полного) общего · начального · высшего профессионального 3.

Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя … · Декларацию принципов толерантности + · Конституцию Российской Федерации · Закон Российской Федерации «Об образовании» · нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования 4.
Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются: трудовым договором. квалификационными характеристиками должностей работников образования. правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, должностной инструкцией работника. 18. Основной обязанностью работника в области охраны труда является обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования, соблюдение режим труда и отдыха.
извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса. разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте. 19. Выберите правильный ответ.

Тест на тему нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности.

  • Право на образовательную деятельность возникает с момента
  • У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента
  • У образовательной организации возникает право на образовательную деятельность с момента
  • Право на образовательную деятельность с момента
  • Право на образовательную деятельность с момента выдачи

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента

Профессиональная переподготовка «Профессиональное образование: учитель химии и биологии. Тест по дисциплине Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тест по теме

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[1]

Вложение Размер
normativno-pravovoe_obespechenie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет термин «образование» как:

а) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

б) деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

в) деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ;

г) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

[2]

2. Какая форма обучения в образовательных организациях не установлена Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

3. М ожет ли быть получено образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» на иностранном языке?

Читайте так же:  Где можно оплатить коммунальные платежи без комиссии

а) нет, обучение в Российской Федерации ведется только на русском языке или на языке субъекта Российской Федерации;

б) да, в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

в) да, в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с учредителем образовательной организации;

г) да, в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Какие граждане в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» имеют право на занятие педагогической деятельностью?

а) лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;

б) лица, заключившие с образовательной организацией трудовые договоры, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;

в) лица, имеющие среднее профессиональное или высшее педагогическое образование;

г) педагогический работник, прошедший аттестацию на соответствие занимаемой должности.

5. Разработка основных общеобразовательных программ в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки Российской Федерации;

б) органа государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;

в) органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования;

г) организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. В каком документе указаны требования к основной образовательной программе основного общего образования?

а) в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность;

б) в локальном нормативном акте организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) в Федеральных государственных образовательных стандартах

г) в примерной образовательной программе основного общего образования.

7. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) является:

а) проблемное обучение;

б) системно-деятельностный подход;

в) интегративный подход;

[3]

г) развивающее обучение.

8. Согласно «Конвенции о правах ребенка» (1989) ребенком является каждый человек до достижения:

9. Базовый принцип международного регулирования, установленный «Конвенцией о правах ребенка» (1989):

а) образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

б) родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

в) каждый человек имеет право на образование.

г) интересы ребенка имеют приоритет перед потребностями семьи, общества, школы, религии

10. Согласно «Конвенции о правах ребенка» (1989) дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц;

б) не имеют этого права;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме — «Применение нормативно-правовых документов в педагогической деятельности.».

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с.

Материал связан с ФГОС ОВЗ.

Тестовые задания по нормативно-правовому обеспечению образовательной деятельности с ответами.

Нормативно-правовая база образовательной организации http://www.lschool-3.edusite.ru/p17aa1.html Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования . математик.

Нормативно-правовая база профессиональной педагогической деятельности.

Тест и ответы к тесту по теме: «Нормативно-правовые аспекты организации педагогической деятельности. Законодательство в сфере образования» из Всероссийских тестов для педагогов.

Статья 19. Разрешение на право ведения образовательной деятельности. 1. Образовательное учреждение, организация приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения государственной лицензии.

2. Государственным областным и муниципальным образовательным учреждениям и организациям, расположенным на территории Московской области, разрешение (лицензия) выдается областным органом управления образованием или органами местного самоуправления по поручению государственного органа управления образованием в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем — договор об образовании.

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Комментарий к Ст. 53 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией законодательства об образовании, и впервые регламентирует момент, а также инструменты, фиксирующие факт возникновения образовательных отношений.

В качестве основания возникновения образовательных отношений выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом, на практике, обычно является приказ о зачислении в число студентов (обучающихся).

При этом, первичным основанием для издания такого распорядительного документа является соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора.

Читайте так же:  Статус плательщика пени в платежном поручении

Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон.

Предусматривается две разновидности договоров в образовании:

1) договор об образовании, заключаемый в случаях:

приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

Видео (кликните для воспроизведения).

дополнительным образовательным программам;

обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;

2) договор о целевом приеме и о целевом обучении.

С момента приема (зачисления) возникают у лица, принятого на обучение, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации.

Законодатель пока определил основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования.

Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне — обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

Необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Право на образовательную деятельность с момента

Нормативно-правовое обеспечение образования Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ 1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его … · государственной аккредитации + · лицензирования · регистрации · аттестации 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение образования на родном языке · основного общего + · среднего (полного) общего · начального · высшего профессионального 3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя … · Декларацию принципов толерантности + · Конституцию Российской Федерации · Закон Российской Федерации «Об образовании» · нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования 4.

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям

Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является образованием

  • 1) начальным профессиональным
  • 2) средним профессиональным
  • 3) высшим профессиональным
  • 4) дополнительным

8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

Сайт моу галибихинской средней школы

Образовательная организация в каникулярное время может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей. 5. Образовательная организация, имеющая квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по соглашению с другими образовательными организациями может осуществлять на своей базе отдельные виды учебной деятельности, в том числе учебную и производственную практику обучающихся в данных организациях.

Шпаргалка: нормативно-правовое обеспечение образования

Правовое положение юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы государственных университетов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации и соответственно уставами университетов и указанных юридических лиц. Статья 31. Информационная открытость образовательной организации 1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации.

Ведение образовательной организацией собственного сайта в сети «Интернет» является обязательным. 2.

Тест по нормативно-правовому обеспечению образования,49 вопросов с ответами

Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования. 2. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления. 3.

Вопросы теста по нормативно-правовому обеспечению образования c ответами

Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются: трудовым договором. квалификационными характеристиками должностей работников образования. правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, должностной инструкцией работника. 18. Основной обязанностью работника в области охраны труда является обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования, соблюдение режим труда и отдыха. извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса. разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте. 19. Выберите правильный ответ.

Право на образовательную деятельность возникает с момента

В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …

  • 1) непрерывное образование
  • 2) семейное образование
  • 3) самообразование
  • 4) экстернат

6. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …

  • 1) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
  • 2) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • 3) подготовку детей в домах творчества
  • 4) углубленное освоение образовательных программ

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента

Слушатель: Ханшке Анна Эдуардовна, 11 группы. 7. Выберите правильный ответ. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается: 1) с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту, 2) с заместителями руководителя образовательного учреждения. 3) на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы. 4) с лицами, поступающими на работу по совместительству. 8. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается: 1) Учредителем.

Читайте так же:  Наследство и дети от первого брака

2) Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения. 3) исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. 4) постановлением Правительства РФ. 9. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут: 1) только физические лица.

У образовательной организации возникает право на образовательную деятельность с момента

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность Статья 25. Образовательные организации 1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой, направленной на достижение целей, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность. 2. В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида, категории.
3.

Право на образовательную деятельность с момента

Право на образовательную деятельность с момента выдачи

Ликвидация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо сходом граждан (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек). 17. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений — местной администрацией муниципального образования. 18.

Кто может заниматься образовательной деятельностью

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и долго можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.

При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:

1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» )

2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Статья подготовлена специалистом Казанского юридического центра Птичкиной Екатериной Михайловной

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Читайте так же:  Исковое заявление об определении места жительства ребенка

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Читайте так же:  Штраф за неуплату коммунальных платежей

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Видео (кликните для воспроизведения).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
Право на образовательную деятельность с момента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here