Намеренное ухудшение жилищных условий (судебная практика)

Полезная правовая информация по теме: "Намеренное ухудшение жилищных условий (судебная практика)" от профессионалов для простых людей. За дополнительной консультацией вы всегда можете обратиться к дежурному специалисту.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Законодательная регламентация

Главным нормативно-правовым документом считается Жилищный кодекс РФ. Непосредственно в таком акте рассматривается следующее юридическое понятие — «умышленное ухудшение уровня условий проживания».

Что касается военнослужащих категорий граждан, данному понятию отводится исключительное значение, поскольку всяческое их деяние может быть детерминировано как умышленное, результатом чего может стать исключение из очереди на получение недвижимости сроком до пяти лет.

Правительственное Постановление №1054 регламентирует правила и нормы учета военных, которые претендуют на получение жилого помещения.

Ухудшение условий проживания военнослужащих

Что из себя представляет?

В федеральных законодательных актах отсутствует формулировка данного понятия.

В то же время в региональных нормативно-правовых актах описаны конкретные характеристики относительно того, что можно рассматривать как специальное и намеренное ухудшение жилищных условий:

Расторжение брака либо свадьба и в первом, и во втором случаях отмечаются значительные перемены в условиях проживания
Осуществление законных процедур сопряженных с долями в праве собственности — изменение, выдел
Принудительное выселение в частности, если семья военнослужащих арендовала жилплощадь с хорошими условиями, однако при этом не выполняла обязательств, существующих перед арендодателем (не острожное отношение к вещам, имуществу, задолженности по ЖКУ , шумное поведение и прочее)
Заключение сделок из-за которых изменяется владелец либо же новое жилое помещение имеет меньшую квадратуру (обмен, купля-продажа)
Расширение состава семьи в частности, в случае переезда детей от предыдущих браков либо родителей преклонного возраста
Заселение жилого помещения прочими лицами

В случае рождения ребенка

В соответствии с Жилищным кодексом РФ допустимо регистрировать новорожденных малышей по месту жительства его родителей, не принимая во внимание действующие положения о численности квадратных метров жилплощади, которая должна припадать на одну особу в семье.

Если очередь военнослужащего на получение собственной квартиры приближается, сумма комиссии предусматривает наличие маленького ребенка в его семье.

О кредите нуждающимся в улучшении жилищных условий смотрите в статье: кредит на улучшение жилищных условий.

Имеющим в собственности жилье

Военнослужащие, имеющие свой объект недвижимости, который подходит для постоянного проживания, вправе вставать на учет в качестве нуждающихся лиц в повышении качества условий проживания в таких случаях:

Если площадь квартиры меньше нежели необходимо в соответствии с действующими нормами в конкретном регионе
Расширение состава семьи посредством рождения детей
Жилплощадь не отвечает нормативам которые предъявляются к жилым квартирам

В ситуации, если военнослужащее лицо, пребывающее на учете в качестве нуждающегося в повышении качества условий проживания, выполнило принадлежащие ему по праву собственности недвижимым объектом определенные деяния, по причине которых произошло ухудшение жилищных условий, он автоматически теряет свое место в очереди.

Кроме того, после совершения такого рода действий, а также в течении 5-ти лет такая особа не вправе рассчитывать на постановку на учет.

К описанных деяниям причисляют:

  • Выделение части в собственности
  • Купля-продажа объекта недвижимости, в которой жила семья, рассчитывающая на повышение качества условий проживания.

Варианты улучшения

Различают такие способы:

Оформление жилищного сертификата применение которого нацелено на получение личной жилплощади;
Оформление государственной субсидии которая должна направляться на индивидуальное строительство, приобретение готового недвижимого имущества, погашение ипотеки;
Получения личной жилплощади посредством основной очереди (в том случае, если военнослужащий прибывает на учете в качестве нуждающегося в перемене жилищных условий).

Специфика постановки на учет

С такой целью необходимо инициировать обращение в региональную комиссию Департамента жилищного обеспечения Российского Министерства обороны, подав заявление.

В то же время доведется предъявить:

  • Иск, в котором указывается российский субъект, административно-территориальное формирование, а также избранное место будущего проживания
  • Выписки, справки из послужного списка, из домовой книги (за период последних 5-ти лет)
  • Информация о порядке прохождения военной службы
  • Свидетельства о рождении (для детей, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста)
  • Паспорт военнослужащей особы, а также каждого члена его семьи (оригиналы, копии)

Постановление структура утверждает спустя 30 дней с момента подачи пакета документации.

Сроки признания лица нуждающимся

Такой орган как Департамент жилищного обеспечения при Российском Министерстве обороны, обязуется на протяжении 1-го месяца после подачи заявки рассмотреть такое дело.

Примечательно, что за такой срок работники комиссии выполняют проверку:

Подлинности, достоверности поданной документации
Совершал ли истец неправомерные деяния нацеленные на перемену существующих жилищных условий в худшую сторону
Имеется ли у заявителя недвижимость принадлежащая в соответствии с правом приватной собственности, в каком объеме
Финансовое положение истца

Регламент предоставления жилплощади регулирует совокупные сроки ожидания, которые варьируются в пределах 3-10 лет, не более.

Очередь на льготных основаниях

Предусмотрены некоторые категории военнослужащих, для которых предоставляется жилье на льготных основаниях:

  • Члены семьи, вдовы погибших военных в случае, если сроки несения службы составляют как минимум 10 лет;
  • Военнослужащие, у которых были диагностированы хронические болезни в тяжелых формах, — при условии что один из членов семьи имеет серьезное заболевание, правительство первоочередно предоставляет жилое помещение
  • Лица, которые проживающие в аварийных домах, — в том случае если существует угроза обрушения постройки в скором времени, жильцы должны быть переселены, получив новую жилплощадь.

Умышленное ухудшение жилищных условий

Наиболее распространенными деяниями в описанном случае могут быть:

Несоблюдение обязательств по соглашению в случае проживании в социальном жилье — выдворение, которым в дальнейшем может обернуться не реализация конкретных обязательных процедур, может стать поводом для того чтобы попасть на учет, ожидая получения собственной жилплощади от государства;
Приведение недвижимости имеющейся в собственности, в соответствующее состояние, которое определяется как непригодное для жизни;
Прекращение участия в жилищно-строительном кооперативе;
Регистрация малолетнего ребенка (несовершеннолетнего) который прежде проживал, был прописан в ином месте;
Заключение фиктивного брака либо оформление бракоразводного процесса, когда существует потребность в прописке супруга на своей территории либо же в случае развода — выполнения отчуждения доли имущества, совместно нажитого.

Судебная практика

В случае получения отказа в постановке особы на учет из-за нанесения умышленного ущерба своим жилищным условиям, граждане вправе инициировать судебное обращение, потребовав отменить данное постановление.

Урегулирование рассматриваемых конфликтов реализуется в в Военной коллегии при Российском Верховном Суде, а также в окружных, гарнизонных военных судебных органах.

Документы для улучшения жилищных условий инвалидам, читайте тут.

Видео: Жилищное обеспечение военнослужащих. Порядок и инструкция получения жилья

Ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий

Такое понятие, как ухудшение жилищных условий в нашем законодательстве появилось сравнительно недавно. Соотечественники, преследуя алчные цели, часто намеренно ухудшают свои условия проживания, рассчитывая на помощь государства в их улучшении. Но многие не понимают, что подобны действия считаются преступлением и за это грозит определенное наказание.

Намеренные действия и их последствия

В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей. Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).

Читайте так же:  Ускоренный способ амортизации основных средств коэффициент 2

Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:

  • человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
  • совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.

Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:

  • съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
  • необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
  • отказ от сделки дарения;
  • самовольное поселение и прописка временных жильцов.

Важно! Поселение и прописка несовершеннолетних детей по месту прописки одного из родителей не является намеренным нарушением.

Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.

Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:

  • количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
  • любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
  • невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
  • нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
  • любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.

Подробнее о действиях, которые могут повлечь ухудшение жилищных условий, и об ответственности за такие действия, смотрите в видео-ролике:

Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.

  1. Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
  2. Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
  3. Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
  4. Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.

Закон начал действовать с 2005 года и в него постоянно вносятся правки. Рассчитывать на улучшение жилищных условий путем преднамеренного их ухудшения нельзя. По крайней мере, перед тем, как прописать в таком жилье родственников и затем требовать улучшений проживания, необходимо проконсультироваться с юристами. Действия могут попадать под статьи, предусматривающие наказание. И наиболее часто, что может произойти, это исключение из программы пожизненно или на ближайшие пять лет.

Претенденты на улучшение жилищных условий

Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.

  1. Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
  2. Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
  3. Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
  4. Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
  5. Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
  6. Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.

На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.

Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.

Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.

[2]

В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:

Категория Стандартные нормы (кв. м.)
1 человек 18
Семья из двух человек 42
Семья из трех и более человек Более 30

Судебная практика

Мне часто приходится сталкиваться с подобными инцидентами. Клиенты, не осознав до конца, кто имеет право претендовать на улучшение жилищных условий, начинают совершать преднамеренные ухудшения. Все это становится понятно органам самоуправления и люди просто не понимают, почему они теряют право воспользоваться подобным преимуществом.

Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь в непростой ситуации. Ее родной отец выписал ее из квартиры (через суд) и выставил просто на улицу. Отец арендовал муниципальное жилье. Что стало поводом такого разногласия между двумя родными людьми, это тема отдельного разговора. Но девушка получила право на участие в программе по улучшению жилищных условий.

Похожий случай, но с принципиально другим решением. Молодые супруги выписались из собственного жилья своих родителей и прописались в комнате (принадлежащей одному из родителей), общая площадь которой 18 квадратов. После рождения ребенка его прописали в эту же комнату, рассчитывая, что теперь их жилищные условия должны быть улучшены, так как 18 метров на троих не отвечает установленным нормам. Действия молодых людей были признаны преднамеренными и теперь рассчитывать на увеличение жилплощади они могут не ранее, чем через пять лет.

Перед вступлением в брак, мужчина узнает, что не так давно его невестой был продана недвижимость, находящаяся в ее собственности. Он переживал, сможет ли их семья претендовать на улучшение жилищных условий. Я сразу успокоил мужчину, что все, что делала женщина до замужества, не имеет отношения к брачному союзу. Поэтому претендовать на улучшение жилищных условий их молодая семья сможет.

Часто обращаются клиенты с похожим вопросом. Некоторые в силу разных обстоятельств отказываются приватизировать жилье. Их интересует, является это преднамеренным ухудшением? Хочу успокоить, что в таких действиях ничего преднамеренного не будет выявлено. Поэтому участие в программе возможно.

Заключение

Законодательная база в этом направлении несовершенна. Но это не является поводом для того, чтобы попытаться обойти законы и преднамеренными действиями попытаться добавить себе квадратных метров. Это может лишь вас права на улучшение жилищных условий, в лучшем случае, на 5 лет.

Читайте так же:  Возобновление регистрации прав собственности после приостановки

Намеренное ухудшение условий проживания

В связи со сложившимися обстоятельствами возникло такое понятие, как намеренное ухудшение жилищных условий, получившее правовую подоплёку после того, как в 2005-м году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Благодаря изменениям в его статьях, сегодня можно ссылаться на определённые пункты, которые разъясняют, какие именно действия считаются умышленными.

Намеренное ухудшение жилищных условий, как отдельное, самостоятельное понятие, фигурирует в Жилищном кодексе, однако сама суть понятия законодательно не раскрыта. Если государственные органы смогут выявить и подтвердить, что действия граждан были неправомерны, то нарушителей могут привлечь к ответственности. Зачастую мерой пресечения является запрет заново становиться в очередь на несколько лет.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Расширенный список намеренного ухудшения

Чтобы не навлекать на себя неприятности, необходимо знать, что именно расценивается, как намеренное ухудшение жилищных условий:

  • Какая-либо сделка, которая связана с продажей, покупкой, меной, оформлением дарственной на недвижимый объект, при которой уменьшается количество жилых квадратных метров;
  • Фиктивный супружеский развод, посредством которого необходима покупка дополнительной жилплощади;
  • Факт умышленного перевода жилья в нежилой фонд (также расценивается как ухудшение жилищных условий);
  • Подселение в квартиру или дом своих дальних родственников с целью уменьшить метры квадратные, которые предусмотрены по нормам на одного проживающего;
  • Переселение в квартиру с худшими условиями для проживания, чем было до этого;
  • Затопление или поджег жилья с целью претендовать на получение нового от государства;
  • Искусственное создание ситуации, которая направлена на ухудшение жилищных условий, в том числе и для военнослужащих, при наличии комфортного жилья (серьезные правонарушения);
  • Намеренное изменение вида пользования жилым помещением гражданами;
  • Незаконная регистрация в квартире посторонних лиц;
  • Умышленный выход из жилого кооператива, чтобы получить отдельную долю имущества;
  • Несоблюдение правил эксплуатации недвижимости и неоплата коммунальных услуг.

Кто претендует на очередь

Если же ухудшение жилищных условий является не преднамеренным, физические лица сохраняют за собой право стать на очередь для получения социальной помощи от государства.

Обстоятельства, дающие основания оставаться в льготной категории:

  • Документально оправданный факт подселения родственников, которые лишились жилья;
  • Снижение количества метров квадратных на человека при рождении ребёнка в семье;
  • Потеря жилплощади в результате действия стихийного бедствия (приоритетное право).

Поскольку определения в Жилищном кодексе Российской Федерации на сегодняшний день весьма размыты, у граждан имеется возможность практически любой случай повернуть в своих интересах, при достаточной осведомлённости или обращении к грамотному юристу. Главную роль будет играть документальная доказательная база того, что действия не были преднамеренными.

В целом же льготными категориями, которые имеют право претендовать на улучшение условий проживания, считаются малоимущие лица, сотрудники полиции, военнослужащие и сотрудники государственных служб. В случае с социальным наймом или безвозмездным пользованием очередь продвигается довольно медленно, и регулярно будет сдвигаться с появлением кого-либо, у кого больше документальных оснований продвинуться без ожидания.

Чем руководствуются государственные службы

Перед тем, как принять окончательное решение относительно предоставления заявителю социальной помощи, государственная служба проводить проверку не только поданных документов, но самого жилья, а также оснований для одобрения заявления. Любое решение осуществляется на основании законодательных норм, но нельзя допускать, чтобы несовершенство нормативных актов привело к ложным выводам о том, что ухудшение жилищных условий было намеренным. Государственные служащие специально ищут зацепки для отказа.

Любое умышленное действие может быть квалифицировано сознательным причинением ущерба государству. Чтобы внести некоторую ясность, что же является руководствующим фактором в работе государственных структур, следует ссылаться на Жилищный кодекс Российской Федерации.

Так, например, действия граждан оцениваются, как инструмент для достижения желаемой цели – получение статуса нуждающегося и становления в очередь для получения жилья. Анализируя саму очередь, можно заметить, что до завершения проверки, заявителей на учёт ни в коем случае не ставят. В качестве основания для отказа государственные службы должны привести документальное подтверждение факта умышленного причинения ущерба недвижимости.

Неосознанные нарушения

Видео (кликните для воспроизведения).

Случается и так, что физическое лицо, претендующее на социальную помощь, становится нарушителем неосознанно. Например, дарственная в пользу государства не является основанием для получения нового жилья, поскольку юридически это не ухудшение жилищных условий. При оценке противоправных действий граждан обязательно берётся во внимание и время их осуществления. Абсолютно нормальное явление, когда супруга выписывается с прежнего места регистрации и регистрируется на жилплощади своего супруга. При оформлении вместе с ней там же прописываются и малолетние дети. Однако, когда это же действие осуществлено спустя несколько лет от даты прописки, для того, чтобы ухудшить условия проживания и получить новое жильё, это будет служить основанием для отказа, поскольку такие действия неправомерны.

Основанием для получения социальной помощи не является отказ от наследства и наличие временно проживающих граждан. В любом случае решение государственной службы будет принято только после проведения глубокого, тщательного анализа каждой ситуации заявителя. Нуждающихся более чем достаточно, поэтому нельзя допускать, чтобы их права ущемлялись, пока недобросовестные лица будут пользоваться тем, что им не полагается.

Отсутствие нарушений

В статьях Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам предоставляется право на переход в категорию малоимущих для становления в очередь на жилплощадь. В свою очередь, государство обязуется соблюдать лишь законное требование заявителей. Так, например, иногда возникает противоречие, когда у физического лица не было претензий касательно расширения жилой площади, в результате чего нормы метров квадратных стали ниже, чем были. Противоречие заключается в том, что здесь нет неправомерного контекста, поскольку на период действий заявителя, на учёт он ещё поставлен не был.

Ссылаясь, опять же, на Жилищный кодекс, если на момент подачи заявления занижения метров квадратных не было, то считается, что не было и противоправного умысла. Законодательные нюансы в некоторых ситуациях исключают доказательство вины гражданина, даже если она очевидна. Например, нельзя классифицировать ухудшением бездействие жильца. Таким образом, у последнего появляется возможность манипулировать условиями и добиваться желаемого, не боясь ответственности, к которой по факту привлечь нельзя. На сегодняшний день не разработаны никакие защитные механизмы против подобных уловок.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Намеренное ухудшение жилищных условий военсуд

Намеренное ухудшение жилищных условий

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Читайте так же:  Сколько стоит отказ от наследства у нотариуса

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий

  1. Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
  2. Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
  3. Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
  4. Выход из кооператива, чтобы получить его долю.
  • не имеют в распоряжении жилплощади;
  • являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
  • прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
  • прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.

Намеренное ухудшение жилищных условий: понятие, сущность, правовые последствия

Принимая по делу новое решение — об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд кассационной инстанции указал, что Б. не имела права на обеспечение жильем от Минобороны России, поскольку являлась членом семьи нанимателя квартиры в г. Уссурийске и в соответствии со ст. 71 ЖК РФ в результате временного отсутствия не утратила права пользования указанным жилым помещением.

Из содержания ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Добрый день. Я действующий военнослужащий. В 2009 году был признан нуждающимся в жилом помещении. На данный момент получил извещение о распределении жилого помещения. Сотрудниками Департамента жилищного обеспечения МО РФ был отправлен запрос в ЕГРП о наличии собственности военнослужащего и членов его семьи. У меня обнаружилась собственность сроком владения один месяц (данная собственность появилась у меня в следствие дарственной от бабушки, потом я ее продал в течение одного месяца). Вопрос: является ли эти действия ухудшением жилищных условий, которые ведут к доплате за квадратные метры данной квартиры?

[3]

Здравствуйте. В соответствии с п. 2 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Намеренное ухудшение жилищных условий

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

Признаки и последствия ухудшения жилищных условий

Военнослужащие — это отдельная категория людей, которые имеет свои льготы и условия проживания, получения жилплощади. У военнослужащих, имеющих большой стаж, вышедших в отставку или на пенсию с выслугой лет, могут также появиться проблемы с получением нового жилья или улучшения жилищных условий.

Для начала нужно пояснить, что не каждое действие по отношению к своему имуществу можно отнести к рангу умышленной порчи жилья гражданами. В Жилищном Кодексе Российской Федерации статья № 53 поясняет, что каждый желающий гражданин может встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. После подачи заявления человек должен ожидать своей очереди 5 лет. Если органами власти будут заподозрены умышленные неправомерные действия по отношению к своему недвижимому имуществу, то они имеют право вычеркнуть очередника из списка и лишить права вставать на учет в течение пяти последующих лет.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Из материалов дела следует, что после признания И., общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, ограниченно годным к военной службе и в связи с окончанием 25 мая 2009 г. срока контракта заявитель дважды, 25 мая и 3 июня 2009 г., обращался по команде с рапортами о том, что по состоянию здоровья новый контракт он заключить не может и поставил вопрос об обеспечении его жильем. То есть продолжать военную службу И. не пожелал.

Согласно п.13 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Намеренное ухудшение жилищных условий военсуд

№ 188-ФЗ определяет только последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий — ст. 53 ЖК РФ . Данная статья не дает исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные подзаконные акты, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными. операции купли-продажи, обмена, дарения, выделения пая, изменения в правах собственности владельцев и прочее; фиктивный развод; заселение несовершеннолетнего ребенка, родителей или других родственников, которые до этого проживали, были прописаны по другому адресу на территории России; прописка по месту жительства, если ранее гражданин не состоял на учете о получении дополнительной жилплощади; выход из жилищного кооператива с целью получения доли; приведение жилого помещения или его части в нежилое; невыполнение требований договора о пользовании жилплощадью, за которым последовало принудительное выселение гражданина. Достаточно интересным моментом в квартирном вопросе является обеспечение жилплощадью военнослужащих, регламентируемое Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» .

Читайте так же:  Какие нужны документы для вступления в наследство на квартиру после смерти

Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно. На момент совершения деяния гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Этот признак также очень важен, т. к. если действия, повлекшие ухудшение жилищных условий . совершены гражданином, уже стоящим в очереди на получение жилья, они автоматически лишаются признака умышленности действий. Получается, что намеренным ухудшением жилищных условий можно считать любые умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения жилья от государства (органов местного самоуправления). В качестве примера намеренного ухудшения жилищных условий можно привести обмен жилого помещения на другое — меньшей площади или в худшем состоянии, раздел жилой недвижимости или ее продажа.

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащего

Какие же события принято принимать за ухудшение жилищных условий, и каким образом регулируются правовые отношения в жилищной сфере? Главным правоустанавливающим документом жилищно-комунальной сферы Российской федерации является жилищный кодекс, 53 статья которого определяет намеренное ухудшение жилищных условий. Но, данная статья не даёт исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные региональные документы, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными.

Здравствуйте! Муж находится за штатом с 2009 по ОШМ, выслуга более 10 лет. На меня в 2004 годубыла приватизирована квартира, около 54 кв.м. которую я подарила маме в 2011 году. На момент приватизации, мы женаты не были. Сейчас прописаны при части с 2 разнополыми детьми. На днях нам позвонили из регионжилья для того, чтобы мы заполнили новую форму заявления и предоставили выписку из домовой книги за последние 5 лет.

Намеренное ухудшение жилищных условий: вопросы правоприменения

Намеренное ухудшение жилищных условий — относительно новый институт жилищного права, который, в силу отсутствия достаточной практики его правоприменения, неоднозначности толкования закрепляющих его норм права, разницы определения содержания указанной правовой конструкции в различных нормативных правовых актах, а также важности его значения для реализации жилищных прав граждан, вызывает повышенный интерес к себе со стороны специалистов*(1).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассматривая расторжение брака в призме гражданских отношений, нельзя не отметить то обстоятельство, что при всех условиях вряд ли можно охарактеризовать указанное действие такими качествами, как разумность и добросовестность, хотя и присущими ему как действию, опосредующему имущественные отношения, но категорически не соответствующими его в первую очередь личностной природе, не подчиняемой каким-либо конкретным качественным характеристикам.

Дело № 67-КГ15-2

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 мая 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение
г. Москва 27 мая 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.
при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филипповой А Ф об оспаривании решения органа местного самоуправления по кассационной жалобе Филипповой А Ф на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Филиппова А.Ф. обратилась в суд с заявлением, котором в оспаривала решение органа местного самоуправления от 21 февраля 2014 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований заявитель сослалась на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Филиппова ВВ., имеет право на получение жилого помещения в соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Основанием отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления указано намеренное ухудшение жилищных условий заявителем.

Филиппова А.Ф. полагала, что данный отказ является незаконным, поскольку намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий она не совершала. Имея в собственности жилое помещение в Бодайбинском районе Иркутской области, она приняла решение о его продаже за сумму рублей ввиду следующих обстоятельств: низкого уровня его благоустройства, расположения в районе, приравненном к Крайнему Северу, смерти дочери и отсутствия в Иркутской области иных родственников, которые могли бы осуществлять за ней постоянный уход в связи с ее преклонным возрастом. Таким образом, отчуждение жилого помещения носило вынужденный характер и было осуществлено с целью переезда на постоянное место жительства в город Новосибирск к внучке. Намерения ухудшить свои жилищные условия не имела. Занимаемое ею в настоящее время жилое помещение принадлежит на праве собственности внучке Шаймардановой АС. в размере 1/2 доли жилого дома общей площадью кв.м., расположенного по адресу: г. , кв .

Решением Октябрьского районного суда города Новосибирска от 2 апреля 2014 года в удовлетворении заявления Филипповой А.Ф. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2014 года указанное решение оставлено без изменения.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 15 октября 2014 года Филипповой А.Ф. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Филипповой А.Ф., поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2015 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явились. До начала рассмотрения дела в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от Филипповой А.Ф. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 апреля 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2014 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

[1]

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Разрешая заявление Филипповой А.Ф., суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, признал оспариваемое решение органа местного самоуправления законным, посчитав, что нуждаемость в жилом помещении у Филипповой А.Ф. возникла именно в связи с возмездным распоряжением принадлежащим ей жилым помещением.

Данное обстоятельство, по мнению суда, являлось основанием для принятия решения об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С указанной позицией согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда, полагая, что заявитель может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только по истечении 5 лет со дня продажи ранее принадлежавшего ей жилого помещения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенными выводами судебных инстанций согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 указанной статьи члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанное обеспечение производится независимо от их имущественного положения.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-0-0, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что сам факт продажи имевшегося жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий заявительницы.

Между тем, указанные выше нормы правового регулирования и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что суды не правильно применили нормы материального права. Так, при разрешении дела не применены положения подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которыми члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанное обеспечение производится независимо от их имущественного положения. Кроме того, основаниями к отказу в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся могут быть признаны умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, таких действий Филипповой А.Ф. не было совершено. Технические характеристики проданного ею жилого помещения, его место расположения, обстоятельства его продажи, ссылки на нуждаемость в постоянном уходе в силу преклонного возраста и отсутствие родственников в месте прежнего проживания, обстоятельства вселения в жилое помещение, занимаемое в настоящее время, и объем ее правомочий в отношении него свидетельствовали о реализации заявительницей её законных прав в сфере жилищных правоотношений.

Таким образом, при разрешении дела судами допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к принятию незаконных решений, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав заявительницы.

В целях исправления судебной ошибки в применении норм материального права, допущенной судами при рассмотрении дела, которая повлекла вынесение неправосудных судебных постановлений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации признает решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2014 г.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Филипповой А.Ф. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 2 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2014 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Филипповой А Ф об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 21 февраля 2014 г. № 244 об отказе во включении Филипповой А.Ф. в список ветеранов Великой Отечественной войны по обеспечению жилыми помещениями.

Читайте так же:  Как получить вклад умершего родственника в сбербанке

Источники


  1. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Намеренное ухудшение жилищных условий (судебная практика)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here